Лечение периодонтита

Периодонт это ткани, который окружают и удерживают зуб: десна, цемент корня самого зуба, альвеолярная кость (костная лунка, в которой находится зуб) и, главное, периодонтальная связка (прочные коллагеновые волокна, которые соединяют цемент корня зуба с альвеолярной костью)

Периодонтит это воспалительное заболевание периодонта с прогрессирующим разрушением костных структур. Характеризуется кровоточивостью десен, подвижностью зубов, изменением положения отдельных зубов. Исследования, проведенные в Республике Беларусь в 2006 году, показали, что у пациентов 35-44 лет болезни периодонта выявляются в 92% случаев.

Причины возникновения периодонтита

Доказано, что причиной воспалительных заболеваний периодонта являются микроорганизмы зубного налета. В то же время, существует ряд факторов риска развития воспалительных процессов в периодонте, такие как:

Местные:

• Скученность, смещение зубов
  • Кариозные полости
  • Особенности строения мягких тканей
  • Поверхности некачественных пломб и протезов, задерживающих зубной налет
  • Окклюзионная травма (травма от неправильной жевательной нагрузки)
  • Неправильное питание (отсутствие в рационе жесткой пищи, преимущественно углеводный состав пищи)

Общие:

• Курение
  • Возраст старше 35 лет
  • Общесоматические заболевания (сахарный диабет, заболевания крови, дерматозы, ВИЧ-инфекция)
  • Беременность
  • Прием некоторых лекарственных препаратов (цитостатики, препараты для лечения шизофрении)

Наилучшей профилактикой болезней периодонта является отличная гигиена полости рта, которая достигается совокупностью усилий пациента для поддержания индивидуальной гигиены, а также врача-пародонтолога для проведения профессиональной гигиены полости рта и устранения сопутствующих факторов риска.

Развитие периодонтита

В здоровом состоянии микроорганизмы полости рта и организм человека находятся в динамическом равновесии, при котором защитные возможности периодонта нивелируют патогенное воздействие микрофлоры. При снижении иммунитета и большом скоплении патогенных микроорганизмов развивается воспаление.

Периодонтит всегда развивается на фоне гингивита – воспаления десны, обусловленного неблагоприятным воздействием общих и местных факторов. При гингивите еще не нарушена целостность зубодесневого прикрепления, но уже появляются следующие жалобы:

• Увеличение десны в объеме
  • Небольшая болезненность
  • Ощущение дискомфорта
  • Наличие зубного камня
  • Неприятный запах изо рта
  • Кровоточивость при чистке зубов, приеме жесткой пищи

Гингивит – заболевание полностью излечимое, все симптомы исчезает при своевременном и адекватном лечении, так как при гингивите в процесс не вовлекается периодонтальная связка и костные структуры. Если же на данном этапе не назначено своевременное и адекватное лечение, процесс прогрессирует, формируются периодонтальные карманы, и появляются жалобы на:

• Выраженные болевые ощущения в области десны
  • Подвижность зубов
  • Изменение положения зубов в зубной дуге
  • Гноетечение из патологических костных карманов

Диагностика периодонтита

Кроме объективного обследования, включающего визуальный осмотр с индексной оценкой состояния гигиены полости рта и тканей периодонта, определение наличия или отсутствия сохраненного зубодесневого прикрепления, необходимо проведение рентгенологического исследования, которое позволяет подтвердить и уточнить диагноз. При этом особой диагностической ценностью обладают панорамная рентгенография и компьютерная томография.

Панорамная рентгенография дает общий обзор области челюстей. Недостатком является нечеткое изображение области фронтальных зубов, искажения в области жевательных зубов. В связи с этим дополнением являются внутриротовые рентгеновские снимки.

Более точную информацию позволяет получить метод компьютерной томографии. Он позволяет объективно оценивать изменения костной ткани в 3D формате, в то время как при обычных рентгенологических исследованиях врач получает плоскостное изображение, не позволяющее объективно оценить многие параметры.

С помощью рентгенологических методов мы определяем:

• Состояние костной ткани;
  • Состояние корней зубов (форма, расположение, рассасывание цемента, гиперцементоз);
  • Вовлечение области разделения корней в патологический процесс;
  • Анатомические пороки развития зубов.

Рентгенологическая картина периодонтита зависит от стадии процесса. Начальные стадии заболевания на рентгенограмме представлены снижением плотности костной ткани в области перегородок между лунками зубов, разволокнением вершин межзубных перегородок, разрушением костной пластинки, покрывающей челюсть, в области вершин межзубных перегородок. Периодонтит легкой степени тяжести характеризуется деструкцией межзубных перегородок на 1/3 длины корня, средней степени тяжести – на ½ длины корня, тяжелой степени – более ½ длины корня зуба. Наряду с горизонтальным наблюдается и вертикальное разрушение костной ткани, часто с образованием костных карманов.

Верно поставленный диагноз – первый шаг на пути к назначению комплексного адекватного лечения с использованием современных технологий.

Лечение периодонтита

Мы лечим периодонтит любой степени тяжести методом комплексного командного подхода, включающего сотрудничество со специалистами общего профиля для исключения либо коррекции фоновой патологии (сахарный диабет, заболевания желудочно-кишечного тракта), а также совместную поэтапную работу стоматолога-пародонтолога, стоматолога-терапевта, хирурга и ортопеда.

Нормализация состояния полости рта

Первоочередной задачей является нормализация гигиенического состояния полости рта. Нами вырабатывается мотивация пациента для самостоятельного поддержания хорошей гигиены полости рта с индивидуальным подбором средств и методов гигиены (зубные нити, ершики, ирригаторы), проводятся контролируемые чистки зубов.

Удаление зубного камня (scaling)

На первом этапе профессиональной гигиены (scaling) с использованием ультразвукового скейлера с различными анатомическими насадками мы удаляем зубной камень со всех труднодоступных поверхностей зубов, а также из области разделения корней. После проведения скейлинга остается невидимая невооруженным глазом шероховатая поверхность, которая при отсутствии второго этапа профессиональной гигиены – root planning (сглаживание поверхности корня) приводит лишь к ускоренному накоплению зубного налета в образовавшихся лакунах, что приводит к новому витку обострения.

Сглаживание корня зуба (root planning)

Для сглаживания обработанной скейлером поверхности мы используем различные методы:

• Обработка щеточками различной формы с применением паст разной абразивности;
  • Использование воздушно-абразивных систем;
  • Использование ультразвуковой системы нового поколения «Vector»

Применение воздушно-абразивной системы ProphyMate Neo (NSK, Япония) позволяет нам индивидуально подбирать состав абразива в зависимости от имеющейся клинической ситуации. Использование прибора возможно и показано при имеющихся в полости рта металлокерамических, цельнокерамических конструкций и виниров, а также при наличии имплантов.

Ультразвуковая система «Vector» позволяет нам при минимально инвазивном воздействии на ткани периодонта, следовательно, практически безболезненно, создать гладкую поверхность цемента корня путем устранения пор, способствующих накоплению зубного налета, а использование специальных насадок позволяет обрабатывать также поверхности имплантов для профилактики периимплантитов.

Временное шинирование зубов

Врачами «Семейного стоматолога» в случае необходимости проводится временное шинирование зубов, что позволяет правильно перераспределить нагрузку между зубами с ослабленным и здоровым периодонтом. Временные шины из современных высокотехнологичных материалов – это незаметные в полости рта, прочные конструкции, способные уменьшить подвижность зубов и предупредить их дальнейшее расшатывание.

Восстановления нормальной микрофлоры

Применение уникальной запатентованной реабилитационной методики восстановления нормальной микрофлоры полости рта с применением низкоинтенсивного лазера и пробиотика (репарата, содержащего лактобактерии), позволяет нам повысить эффективность комплексного лечения хронического периодонтита примерно на 30% и получить стойкую ремиссию заболевания.

Результаты лечения

К сожалению, разрушение костной ткани при развившемся периодонтите — процесс необратимый. Но его можно остановить. Постоянное сотрудничество пациента с квалифицированной командой врачей позволит в дальнейшем предупредить прогрессирование заболевания, удлинить ремиссии и предупредить обострения, а как можно более раннее обращение к врачу до возникновения угрожающих симптомов снизит временные и материальные затраты по восстановлению стоматологического здоровья.

Запишитесь на прием в нашем стоматологическом центре.