Гранулема зуба: причины, симптомы, диагностика и лечение

Знаете ли вы, что легкая болезненность при надавливании на зуб может быть симптомом гранулемы, способной привести к потере зуба и даже проблемам со здоровьем в целом? Чем раньше будет начато лечение, тем больше шансов сохранить зуб и предотвратить осложнения.

Гранулема на корне зуба – относительно небольшой (до 10 мм) узелок, состоящий из видоизмененной в результате инфекционного воспаления грануляционной ткани. Почему она появляется?

Причины образования гранулемы

Гранулема зуба – результат деятельности микробов и хронического воспаления тканей, окружающих зубной корень.

Источником инфекции могут быть:

• нелеченый пульпит – воспаление мягких зубных тканей;
  • не полностью запломбированные, содержащие болезнетворные микроорганизмы корневые каналы;
  • окружающие корень воспаленные ткани периодонта (периодонтит);
  • травма зуба, в частности, его разлом.

К развитию гранулематозного воспаления предрасполагают факторы, приводящие к снижению иммунитета: затяжной стресс и усталость, тяжелые физические нагрузки, переохлаждение, перенесенные острые и хронические заболевания.

Формирование гранулемы на корне зуба начинается с попадания в окружающие его ткани микробов и их токсинов, продуктов распада мягких тканей зуба, медикаментов и пломбировочных материалов. Воспаление приводит к разрушению нормальных тканей и замещению их грануляциями – так появляется маленькая гранулема.

Воспаление захватывает все новые участки. На старые грануляции наслаиваются новые. Размеры образования постепенно увеличиваются. Расположенные в центре клетки испытывают нехватку кислорода и питательных веществ – и от этого погибают. Гранулема постепенно превращается в кисту зуба, наполненную гнойной жидкостью.

Симптомы зубной гранулемы

Долгое время гранулема может никак не давать о себе знать. Она обнаруживается во время обследования по поводу другого стоматологического заболевания при рентгенографии: радиовизиографии (прицельном снимке зуба) или ортопантомографии (панорамном снимке зубочелюстной системы).

Рост образования вызывает появление симптомов:

• ощущение, что зуб немного подрос;
  • чувствительность и боль при постукивании и надавливании на зубную коронку во время жевания твердой пищи;
  • безболезненное, без четких границ небольшое выбухание на наружной поверхности челюсти возле «подозрительного» зуба.

Нагноение гранулемы на корне зуба приводит к появлению острой боли, покраснению и опуханию десны. Из промежутка между коронкой и десной начинает сочиться гной с неприятным вкусом и запахом.

Диагностика гранулемы в «Семейном стоматологе»

Заподозрить зубную гранулему позволяют ее симптомы. Для окончательной диагностики необходимо сделать снимок зуба. В нашей клинике мы используем для этого радиовизиографию, позволяющую делать прицельные дентальные снимки при минимальном облучении пациента. Обследование не противопоказано даже маленьким детям и беременным женщинам, что подтверждает его безопасность.

Рентгенологический признак гранулемы зуба – ограниченный темный округлый участок, «приклеенный» к верхушке зубного корня. Его обнаружение подтверждает диагноз и говорит о том, что требуется срочное лечение гранулемы.

Лечение гранулемы зуба

При гранулеме зуба лечение откладывать нельзя. Заболевание не проходит само собой – его существование поддерживают хроническая инфекция и воспаление. Если от них не избавиться, можно, как минимум, потерять зуб. Как максимум, запущенная гранулема на корне зуба может привести к нагноению и разрушению кости (периоститу и остеомиелиту), нагноению мягких тканей (флегмоне, абсцессу), воспалению почек (пиелонефриту), сердечной мышцы (миокардиту) и даже заражению крови (сепсису).

Терапевтическое лечение гранулемы зуба

Лечение зубной гранулемы на начальном этапе может быть терапевтическим. Иными словами, избавиться от заболевания можно без разрезов и операций.

Как мы в клинике «Семейный стоматолог» лечим гранулему зуба

1. Назначаем антибиотики, чтобы убрать инфекцию и воспаление из тканей, окружающих зуб.
  2. Вскрываем каналы больного зуба и проводим их эндодонтическую обработку. Очищаем каналы от остатков пломбировочного материала и разрушенных тканей, промываем антисептиком, чтобы убить всех микробов, и после купирования воспаления тщательно пломбируем, чтобы преградить путь инфекции в ткани периодонта.
  3. Если никаких симптомов нет — ждем и через 5-6 месяцев делаем снимок. Обычно после лечения корней гранулема начинает уменьшаться и исчезает совсем. Это позволяет полноценно реставрировать коронку зуба.
  4. Если после лечения гранулема продолжает доставлять беспокойства и увеличивается в размерах, необходимо хирургическое лечение.

В лечении гранулемы мы используем несколько хирургических методов.

При этом удаляем только гранулему, верхушку корня вместе с гранулемой (резекция) или корень целиком (гемисекция).

Как проходит операция

• После обезболивания делаем разрез десны в области расположения корня и обнажаем его.
  • Затем соскабливаем гранулему специальным инструментом и обрабатываем место ее «прикрепления» к корню.
  • При необходимости удаляем верхушку корня или корень целиком, вместе с частью зубной коронки.
  • Ушиваем рану десны.

Мы всегда стараемся сохранить зуб, чтобы потом восстановить его жевательную и эстетическую функцию путем реставрации зубов с помощью композитных материалов и зубных коронок. Экстракция (удаление) зуба – исключительная мера при лечении гранулемы. Ее применяем при непроходимости зубных каналов, высокой степени разрушения зуба и невозможности его последующей реставрации. Поскольку гранулема тесно спаяна с корнем, она удаляется вместе с ним.

Внимание! Антибиотики, физиотерапия и народные методы лечения сами по себе не эффективны при гранулеме на корне зуба. В лечении они могут использоваться как дополнение к основной терапии или операции.

Все врачи клиники «Семейный стоматолог» имеют большой опыт лечения гранулемы зуба. В подавляющем большинстве случаев нам удается терапевтическим методами купировать воспаление и добиться рассасывания гранулемы.

Если вы испытываете дискомфорт при жевании или у вас уже диагностирована гранулема, не откладывайте лечение в «долгий ящик».

Приходите в нашу клинику: Минск, ул. Пономаренко, 35А, офис 109

Мы всегда готовы помочь вам

Предварительная запись по телефону +375 (29) 604-61-61

Запишитесь на прием в нашем стоматологическом центре.