Кариес зубов: методы лечения, профилактика для белоснежной улыбки

Кариес зубов – самое распространенное заболевание, которое по разным данным диагностируется у 93-99% населения Земли. Болезнь не смертельная, предсказуемая и легко диагностируемая, но не менее опасная. При отсутствии лечения развиваются серьезные осложнения: гнойное воспаление тканей шеи и лица, распространение инфекции в дыхательную систему и оболочки мозга. Своевременное обращение к стоматологу сохраняет улыбку и зубной ряд. Не нужно бояться, заранее интуитивно настраиваться на боль. Новейшее оборудование и материалы, опытные врачи обеспечивают быстрое и успешное лечение зубов без негативных эмоций, боли.

Что такое кариес, причины возникновения

Чтобы понять, как развивается кариозный очаг, рассмотрим строение зуба.

строение зубаОн состоит из дентина, который по структуре напоминает кость. Дентиновый слой в области коронки (видимая часть) покрыт эмалью. Зубной корень и шейка защищены цементом (минерализованная костная ткань). Внутри зуба под защитой дентина находится пульпа (зубной нерв).

Во рту обитают кислотообразующие бактерии, которые вместе с остатками пищи формируют зубную бляшку. Микроорганизмы перерабатывают углеводы в растворяющие эмаль органические кислоты. Поверхность становится шероховатой, появляются меловидные пятна, поры. Снижаются защитные функции эмали, микроорганизмы проникают в дентин, из-за отсутствия глюкозы начинают питаться коллагеном и выделять кислоту. Зуб постепенно разрушается, образуется полость, заполненная отмершей зубной массой и бактериями. Дальше инфекция через корневые каналы попадает в пульпу, воспаляется нерв.

Налет скапливается в местах, куда не могут добраться щетинки зубной щетки: между зубами, на жевательной поверхности, границе с десной. Эмаль в области шейки более тонкая, быстрее разрушается. Пришеечный кариес может привести к поражению корня. Цемент мягче эмали, менее устойчив к действию кислот.

Кроме колоний кариесогенных бактерий существуют другие причины кариеса:

• недостаточное употребление пищи, содержащей, белки, фтор, магний, кальций, витамины А и D, фосфор;
  • снижение выработки, высокая вязкость слюны;
  • ослабленный иммунитет;
  • наличие глубоких фиссур (неровности на жевательной части коронки);
  • чрезмерное употребление углеводных продуктов;
  • недостаточный уход за полостью рта;
  • скученность зубов, осложняющая гигиенический уход;
  • повышенная выработка эстрогена у женщин

Обратите внимание!
Чтобы у патогенных микроорганизмов не оставалось ресурсов для размножения, необходимо после любого перекуса полоскать рот водой. Доступные для бактерий углеводы содержатся не только в сладостях, но и в хлебе, кашах, овощах, фруктах, молочных продуктах.

Классификация кариеса

Выделяют четыре стадии кариеса, которые отражают глубину поражения зубных тканей.

1. Кариозное пятно. На поверхности образуется светлое матовое пятно, которое сложно заметить самостоятельно. Обычно, в домашних условиях обнаруживается кариес на передних зубах. На стадии пятна разрушение эмали обратимое, выполняются процедуры по насыщению твердых тканей минералами.
  2. Поверхностный кариес. Разрушения не выходят за пределы эмали, пятнышко темнеет, становится шероховатым. Зуб реагирует на кислое, сладкое, температуру пищи.
  1. Средний кариес. Разрушительный процесс доходит до дентина, формируется кариозная полость, возникают кратковременные боли.
  2. Глубокий кариес. Разрушается прилегающий к пульпе дентин. Возникает резкая боль в ответ на температурные раздражители. При сильных разрушениях не всегда удается сохранить нерв.

Осложненный кариес

Если глубокий кариес не лечить, постепенно отмирает пульпа, инфекция проникает в глубину корня, в полости скапливается гной. Бактерии быстро размножаются, инфекционный очаг опасен для всего организма.

Распространенные осложнения:

• пульпит – воспаление и отмирание зубного нерва;
  • периодонтит – воспаление корневой части зуба и прилегающих тканей;
  • гранулема – округлое образование в области корня;
  • множественный кариес – одновременное поражение большого количества зубов.

Обратите внимание!
У больных с запущенными кариозными дефектами часто выявляют бронхиты, тонзиллит, инфекционный артрит.

Записаться на консультацию +375 29 604-61-61

Диагностика заболевания

Методы зависят от стадии болезни и расположения пораженных зон. После опроса врач осматривает зубную поверхность с помощью стоматологического зеркала, обнаруженную кариозную полость исследует зондом. Для выявления кариозных очагов в межзубном пространстве, корне зуба, под пломбой в клинике «Семейный стоматолог» применяют цифровой радиовизиограф. Чтобы определить состояние пульпы, врач проверяет реакцию на температурные раздражители. Начальный кариес диагностировать визуально сложнее, для постановки правильного диагноза мы используем дополнительные средства.

Органические красители. Стоматолог очищает от налета зубную поверхность, наносит красящее вещество, смывает через 2-3 минуты. В местах с разрушенной эмалью изменяется цвет.

Высушивание. Врач обрабатывает зуб перекисью водорода, высушивает теплым воздухом. Пораженные участки становятся выраженно белыми.

Метод трансиллюминации. При осмотре эмали под специальной лампой в затемненном помещении пораженные ткани выделяются темным пятном.

Лечение кариеса

Врачи клиники щадяще относятся к непораженным тканям, сохраняют целостность соседних зубов, безболезненно выполняют манипуляции. Мы применяем два вида обезболивания. При инфильтрационной анестезии врач неглубоко вводит лекарство в область верхней части корня. Если затронуты глубокие слои дентина, используем проводниковую анестезию. Обезболиваются ветви тройничного нерва, манипуляции стоматолога, сверление не ощущаются.

Алгоритм лечения кариеса

1. Врач устраняет микробный налет;
  2. Изолирует зуб от влаги;
  3. Иссекает пораженные зубные ткани;
  4. Формирует полость для надежной фиксации пломбы;
  5. Обрабатывает кислотой для увеличения площади контакта зубной поверхности и пломбировочного материала;
  6. Наносит клейкий слой для сцепления пломбы и зубных тканей;
  7. Заполняет полость композитным материалом;
  8. Воссоздает утраченную форму коронки.

Во время лечения глубокого кариеса, чтобы предотвратить риск воспаления пульпы, стоматолог накладывает на дно лечебную прокладку, закрывает отверстие временной пломбой. Через 3-4 дня ставит постоянную пломбу. На стадии белого пятна, пока структура эмали не нарушена, мы лечим зубы без препарирования. Выполняем профессиональную чистку, ошлифовываем шероховатые поверхности, проводим реминерализацию (восстановление минерального состава), глубокое фторирование.

Хочу выразить большую благодарность всему коллективу «Семейного доктора» за внимательное и чуткое отношение и желание помочь в любой, даже самой сложной ситуации.

Бурлакова Н.Ю

Важно!
Не стесняйтесь задавать вопросы, во время приема, врачам «Семейного стоматолога», уточняйте непонятные моменты, не бойтесь. Чем вы увереннее себя чувствуете, тем комфортнее будет проходить зачистка пораженной области.
+375 29 604-61-61

Предупреждение развития кариозного разрушения зубов

Комплексная профилактика кариеса включает гигиенические и медицинские мероприятия:

• Сбалансированное питание, прием витаминов, препаратов кальция.
  • Системный уход за ротовой полостью (пасты, нити, ополаскиватели).
  • Профилактические осмотры у стоматолога дважды в год.
  • Укрепление общего здоровья.
  • Профессиональная чистка зубов. Для сохранения структуры твердых тканей, предупреждения стоматологических заболеваний рекомендуется делать гигиеническую чистку два раза в год.
  • Запечатывание фиссур (углублений) полимерным герметиком – самый эффективный метод профилактики кариозных поражений. Оптимальное время для процедуры – полгода после прорезывания жевательных зубов. Первыми нуждаются в дополнительной защите «шестерки», которые прорезываются в 6-7 лет.

Приглашаем жителей и гостей Минска на консультацию. В клинике «Семейный стоматолог» лечат все виды кариеса, реставрируют зубы.
Остались вопросы? Обращайтесь по телефону или через онлайн-чат.

Стоматолог-терапевт Панкратьева Алеся ГеоргиевнаЭксперт статьи, которую Вы читаете: