Вторичный кариес: механизм и причины развития, повторное лечение, рекомендации по предупреждению

стоматолог А. Г. Панкратьева Автор статьи стоматолог-терапевт, член Белорусской стоматологической ассоциации, сооснователь и директор клиники «Семейный стоматолог» в Минске. Алеся Георгиевна в медицине более 16 лет, лечит кариес и осложнения, некариозные поражения зубов, владеет навыками профгигиены полости рта.

К сожалению, лечение и пломбирование зуба не всегда гарантирует избавление от кариозного очага навсегда.
Я диагностирую кариес под пломбой примерно у 40% пациентов. Обычно новый кариозный процесс длительное время протекает без боли, дает о себе знать на поздних стадиях, когда разрушена большая часть зуба. Восстанавливать дефект приходится культевой вкладкой или коронкой. Многие не замечают или игнорируют визуальные изменения пломбы, обращаются в клинику, когда беспокоят сильные боли, развивается пульпит. А это более высокие цены и длительное лечение. Поэтому, чтобы не допустить вторичного кариеса, я настоятельно рекомендую своим пациентам своевременно менять пломбы, не забывать о профосмотрах.

Причины нового кариозного процесса после пломбирования

Дефект в зубахПочему развивается после лечения кариес под пломбой, причины повторного инфицирования определить сложно.
Композитные материалы, несмотря на эстетику и высокое качество, изнашиваются и усаживаются, обнажаются края стенок зуба. Срок службы светоотверждаемых материалов около 5 лет. При отсутствии зазоров, границы между композитом и зубными тканями, трещин они могут простоять дольше. Дефекты маленькие, их не всегда можно определить самостоятельно. Чтобы вовремя заметить нарушения краевого прилегания, трещинки, пломбы нуждаются в периодическом контроле раз в полгода.
Поставленные в государственных клиниках бесплатные пломбы не выдерживают силу давления, быстро изнашиваются, особенно на жевательных единицах. У цементов слабая адгезия, по краю создается микрозазор, часто развивается вторичный кариес. Не исключены врачебные ошибки. Оставленные участки кариозного дентина приводят к инфицированию здоровых тканей. При нарушении технологии пломбирования между стенками и композитом образуются микрощели, где накапливаются бактерии.

Кроме этих причин кариес под пломбой могут спровоцировать:

• одновременное употребление напитка со льдом и горячей пищи;

• откусывание запломбированным зубом твердых предметов, сухариков, орехов;

• бруксизм (непроизвольное скрежетание);

• недостаточная гигиена.

Диагностика и лечение

На осмотре вижу скол, кайму темного цвета. На начальное развитие вторичного кариозного очага указывает небольшой зазор между стенками полости и пломбой, в котором застревает зонд. О большом разрушении зубных тканей свидетельствует проваливающийся в щель зонд, боль во время обследования. Для уточнения диагноза и глубины кариозной полости применяю визиограф. За счет малой дозы излучения, можно проводить дополнительные исследования, если выявится пульпит, придется чистить каналы.
Лечение вторичного кариеса предусматривает удаление пломбы и разрушенных тканей, дезинфекции полости, закладки лечебной прокладки, пломбирования. Для реставрации, в зависимости от величины дефекта, применяется композитный материал, микропротезы (коронки, вкладки).

Записаться на прием +375 29 604-61-61

Наблюдения и личное мнение

Большинство пациентов не спешат менять пломбы после истечения срока, считают, что при препарировании снимают здоровый дентин, через пару перепломбировок останутся тонкие стенки. Твердые ткани снимаются, но не в таком объеме как при вторичном кариесе. Все пломбировочные материалы подвержены естественному старению, износу, покрываются микротрещинами, которые заселяются кариесогенными бактериями. При несвоевременной замене пломб, даже при видимой целостности, увеличивается риск проникновения микроорганизмов, разрушения дентина.

эстетика улыбкиИз практики я заметила, что большинство людей приходят на перепломбировку передних зубов, потому что темная кайма или изменившийся цвет композита нарушают эстетику улыбки. Жевательным поверхностям уделяется меньше внимания, поэтому на них чаще обнаруживаются вторичные поражения.

Постоянные пациенты мне доверяют, безоговорочно соглашаются на замену. Новые пациенты, которые в первый раз на приеме или профосмотре, раздумывают, обычно говорят, что придут, после выпадения или скола пломбы. Если вы сомневаетесь, проконсультируйтесь у нескольких стоматологов. В нашей клинике работают врачи, которые хотят предупредить кариес, вылечить зуб, пока инфекция не достигла пульпы, а не просто заработать деньги.

В повышенном внимании нуждаются зубные единицы с удаленным нервом. В них нарушается процесс минерализации, дентин становится хрупкими. Из-за отсутствия боли кариес депульпированного зуба обнаруживается на поздних стадиях, когда утрачена значительная часть тканей, стенка откалывается под десной. При поддесневых сколах коронковую часть сложно реставрировать, влага ухудшает фиксацию пломбировочных материалов, вкладки.

Рекомендации стоматолога-терапевта Панкратьевой Алеси Георгиевны

Чтобы избежать повторного развития кариеса в запломбированном зубе:

• профилактика вторичного кариесаНе чередуйте горячую и холодную пищу.

• Откажитесь от липких продуктов.

• Полощите рот после каждой чашки кофе, стакана сока, перекуса.

• Не грызите леденцы, сухари.

• Качественно очищайте полость рта.

• Попросите врача выбрать зубную пасту с подходящей для ваших зубов абразивностью, экстрактами масел, минеральными веществами.

Самая действенная профилактика кариеса под пломбой – регулярные профосмотры, своевременная перепломбировка.

Найдите клинику с современным оборудованием, стоматолога, в честности и компетентности которого не будете сомневаться. Врач, который наблюдает пациента постоянно, знает особенности его зубов, склонность к развитию кариеса, может отследить сроки пломбирования, историю стоматологических вмешательств.

Заметили, что потемнела эмаль, возникли сомнения в герметичности пломбы, при прикосновении языком чувствуете сколы – записывайтесь на прием в нашу семейную стоматологию. Я и мои коллеги не навязываем дополнительных услуг, консультируем, беремся за сложные случаи лечения, когда другие врачи предлагают удаление зуба и имплантацию.