Пришеечный кариес: причины и особенности течения болезни, рекомендации по профилактике

стоматолог А. Г. Панкратьева Автор статьи – врач, член Белорусской стоматологической ассоциации, совладелец клиники «Семейный стоматолог» А. Г. Панкратьева. Более 16 лет Алеся Георгиевна лечит кариес и осложнения, продлевает жизнь зубам, сохраняет красивые улыбки.

Пришеечный кариес локализуется в месте соединения коронковой части зуба и десны. Эмаль и дентин в области шейки тонкие, быстро деминерализуются, пульпа хуже защищена от микробного проникновения. Разрушительный процесс развивается быстро, особенно на передних зубах. Как показывает мой опыт, прикорневой кариес часто осложняется пульпитом. Дефекты в зоне улыбки пациенты обнаруживают самостоятельно, сразу записываются на прием. Боковые зубы многие не спешат лечить, приходят в клинику только при появлении интенсивной боли с обширным разрушением твердых тканей.

Чем опасна пришеечная форма кариеса

На ранней стадии кариозные поражения на придесневой поверхности малозаметны. Даже пациенты, внимательно относящиеся к зубам, приходят на прием с нарушенной целостностью эмали, жалобами на боль. Позднее обращение объясняют тем, что темные пятна на ранней стадии приняли за пигментированный зубной налет от кофе. Часто я обнаруживаю небольшие дефекты во время профгигиены после удаления зубного камня.

С диагностикой проблем не возникает, при осмотре врачу хорошо видны белые участки или кариозные полости над десной. Когда я диагностирую пришеечный кариес, лечение рекомендую начать незамедлительно.

• Во-первых, инфекция быстро доходит до пульпы. При лечении пульпита войти в канал можно только со здоровой верхней части зуба. Пломбируется полость в прикорневой области и на жевательной поверхности, снижается прочность зубной единицы.

• Во-вторых, шейка самое уязвимое место. Из-за низкой минерализации эмали разрушение распространяется вглубь, охватывает нижнюю часть коронки со всех сторон. Кариес у десны переходит в циркулярный.

• В-третьих, при глубоких разрушениях зубы не выдерживают нагрузки, могут сломаться ниже десны, придется удалять корень.

• В-четвертых, бактерии из кариозного очага провоцируют локальное воспаление десны, формирование десневых карманов.

Причины пришеечного кариеса

У десневого края удалять остатки пищи сложнее, скапливается больше клейких наслоений. Основная причина формирования зубной бляшки — неправильная техника чистки. При горизонтальных движениях бактериальный налет остается у края десны. Тонкий слой эмали в прикорневой области часто повреждается жесткой щеткой, высокоабразивной пастой. Часто встречается пришеечный кариес, причины которого рецессия (опускание) десны или пародонтальные карманы с бактериальной микрофлорой.

Записаться на консультацию +375 29 604-61-61

Особенности лечения

Терапия прикорневых поражений не отличается от лечения других видов кариеса. На начальной стадии я провожу реминерализацию. К сожалению, с меловыми пятнами на эмали пациенты обращаются редко. При средних и глубоких поражениях шейки зуба устраняю пораженные ткани, обрабатываю полость, накладываю пломбировочный материал. Я и другие врачи клиники, если возможен доступ, лечим пришеечный кариес верхних восьмерок. Из-за неудобного для чистки расположения, отклонения к щеке с зубов мудрости сложно удалить налет, поэтому они предрасположены к кариозному поражению.

Терапия прикорневых пораженийИстория пациента

Мужчина обратился с жалобами на кратковременную боль, возникающую в области верхней восьмерки при употреблении холодной пищи. При осмотре обнаружила кариес у основания зуба. Несмотря на сложности с доступом, решили не удалять зубную единицу. Когда зуб мудрости занимает правильное положение, в дальнейшем может участвовать в протезировании, за него нужно бороться.

Рекомендации по профилактике

Чтобы предупредить развитие кариеса возле десны:

• Попросите врача выбрать профилактическую пасту. В Минске большой выбор средств с аминофторидом, глицерофосфатом кальция.

• Для эффективности домашнего ухода дополните гигиенические процедуры ирригацией с содержащими фтор, пирофосфат натрия, экстракты трав, минеральные соли ополаскивателями.

• Чистите зубы мудрости монопучковой щеткой.

• Соблюдайте график профилактических осмотров.

Заметили пятна на эмали или другие дефекты, записывайтесь на прием к врачу. В клинике «Семейный стоматолог» принимают жителей и гостей Беларуси. Консультация стоматолога-терапевта бесплатная.