Причины и методы лечения проблем с деснами у мужчин после 35 лет

пародонтолог Бобкова И.Л. Автор статьи И. Л. Бобкова – врач-стоматолог, доцент, разработчик и соавтор запатентованной в 2012 году методики лечения пародонтита пробиотиками в комплексе с низкоинтенсивным лазерным излучением. Ирина Леонидовна более 20 лет в профессии, участвовала в исследованиях в области нехирургической пародонтологии, автор более 40 опубликованных работ, ведет прием в клинике «Семейный стоматолог».

Заболеваниями десен страдает 85 % взрослого населения. К сожалению, как показывает мой опыт, на ранней стадии обращаются к стоматологу единичные пациенты. Без лечения десен воспаление переходит в глубокие слои, зубы становятся подвижными, находятся на грани выпадения.

Основная причина поражения околозубных тканей – неполное удаление зубного налета, в котором скапливается пародонтопатогенная микрофлора. Бактерии прилипают к клеткам эпителия, вырабатывают токсические вещества, разрушающие ткани пародонта, вызывают воспалительную реакцию. На раннем этапе поражается край десны, беспокоит только периодическая кровоточивость после чистки зубов.

Заболевания десен у мужчин

Чаще воспаляются околозубные ткани у мужчин после 35 лет. Усугубляющий фактор заболеваний пародонта – курение. В дыме содержатся канцерогены, провоцирующие окислительное поражение клеток, ухудшение кровоснабжения десен. Нарушается регуляция воспалительных реакций, подавляется способность тканей к заживлению. Скопление смол способствует образованию зубного камня. У человека, выкуривающего в день 10 сигарет, низкая эффективность лечения десен, болезнь быстрее прогрессирует. Вероятность воспаления десен повышается при нарушении прикуса, бруксизме, ослабленном иммунитете, гипертонусе жевательных мышц, сахарном диабете. Содействуют развитию патологического процесса вредные привычки – прикусывание карандаша, ручки.
Десна воспаляются при длительном дефиците токоферола, витаминов D3, С, группы В. К сожалению, пациенты пропускают плановые профосмотры, не замечают начальную стадию болезни из-за отсутствия явных признаков.

симптомы воспаления десныПервые симптомы воспаления десны:

• кровоточивость, привкус крови;
  • покраснение, зуд, отечность;
  • изменение контура вдоль шейки зубов;
  • нарушение формы межзубных сосочков.

На начальной стадии не разрушается связка, фиксирующая зубной корень в челюсти. Нарушения обратимые, при тщательной гигиене, вовремя проведенной профессиональной чистке воспаление проходит.

Записаться на прием к пародонтологу +375 29 604-61-61

Когда пациент спрашивает, почему воспаляются десны, я предлагаю продемонстрировать навыки чистки зубов. Помогаю откорректировать приводящие к скоплению налета недочеты, рекомендую специализированные пасты, ополаскиватели, антисептические средства. Если эту стадию оставить без лечения, воспаление прогрессирует, развивается пародонтит. Образуются десневые карманы, разрушается зубодесневое прикрепление, костная ткань, болит десна.
Пациенты жалуются на длительную кровоточивость, гнилостный запах, говорят, что ощущают, как двигаются, отклоняются в сторону зубы. На снимке видны затемненные участки разрушающейся костной ткани.

На начальной стадии пародонтита без хирургического вмешательства можно замедлить или остановить воспалительно-дистрофический процесс. Терапия длительная и дорогая, раз в 3-6 месяцев провожу профессиональную гигиену, обрабатываю карманы, назначаю пробиотики для подавления болезнетворных микроорганизмов, шинирование. Когда часть зубов потеряна, направляю пациента к стоматологу-ортопеду, чтобы выбрать способ протезирования для правильного распределения нагрузки на костную ткань.

Осложнения пародонтита

При воспалении тканей пародонта опасности подвергается весь организм. Парадонтопатогенная микрофлора через ранки проникает в кровоток, легкие, ЖКТ, сердце.
Доказана связь между бактерией Porphyromonas gingivalis и развитием:

• заболеваний ЖКТ;
  • болезни Альцгеймера;
  • простатита, снижения потенции;
  • атеросклероза, инфаркта, инсульта;
  • ревматоидного артрита;
  • воспаления сердечной оболочки.

Мои пациенты с генерализованным пародонтитом жалуются, что часто болеют бронхитом, пневмонией, респираторными болезнями. Это неудивительно. Площадь всех карманов сопоставима с размерами ладони. Через раневую поверхность токсины, иммунные комплексы попадают в кровь, легочные ткани, бронхиальные стенки. Поэтому, когда пациент спрашивает: «Болит десна, что делать?» Отвечаю: «Лечить всеми возможными методами, чтобы сохранить зубы и здоровье в целом».

Случаи из практики

Пациенты по-разному относятся к болезни. Мужчины, совсем не настроенные на лечение и отказ от курения, игнорируют профгигиену: «Мой дедушка никогда не удалял камень, курил и умер со здоровыми зубами». В некоторых странах, если клиент клиники не посещает в назначенное время гигиениста, лишается страховки. У нас такой мотивации нет, пародонтоз тяжелой степени встречается чаще. Нацеленный на лечение человек находит время и деньги, задает вопросы, как лечить десна, какой шанс остановить разрушительный процесс.

поддесневой каменьНедавно для снятия зубных отложений обратился мужчина 35 лет, пожаловался, что передние зубы немного шатаются. Обнаружила пародонтальные карманы и поддесневой зубной камень. У пациента над десной все чисто и красиво, поэтому он не обратился своевременно в клинику. Шинирование, в таком случае, останавливает атрофию кости, но борозда для шины на верхних зубах высверливается на передней поверхности. Для молодого мужчины важна эстетика улыбки, решили закрепить зубной ряд соединенными вместе безметалловыми коронками. Шинирование несъемным протезами стоит дорого, но незаметное и долговечное.

В моей практике такие случаи распространенные. Жалко, когда молодые люди не находят время на профилактические осмотры, игнорируют или не замечают болезни на ранней стадии, теряют здоровые зубы.

Записаться на прием к пародонтологу +375 29 604-61-61

Лечение воспаления десен

На вопрос пациентов: «Воспалилась десна, как лечить?» – отвечаю, что план лечения составлю после измерения глубины карманов, оценки клинических признаков. Часто, чтобы рассмотреть дефекты костной ткани, нужна компьютерная томография.

Комплекс процедур выбираю в зависимости от состояния тканей пародонта.

• Vector-терапия (ультразвуковая обработка) расщепляет зубной камень, очищает карманы.

• Пробиотики вытесняют пародонтопатогенных бактерий, нормальная микрофлора сохраняется до 6 месяцев.

• Лазеротерапия дезинфицирует карманы на всей глубине, стимулирует заживление тканей.

• Плазмолифтинг (введение плазмы) улучшает местный иммунитет, запускает механизм обновления клеток, предупреждает разрушение костной ткани.

• Гиалуроновая кислота ускоряет выведение токсинов, восстанавливает форму межзубных сосочков.

• Шинирование снижает скорость атрофии костной ткани, фиксирует шатающиеся зубы.

Чем раньше вы придете на прием к пародонтологу, тем больше шансов устранить воспаление, предупредить разрушение зубодесневых соединений без хирургического вмешательства. Я рекомендую обращаться к врачу не тогда, когда воспаляется и болит десна, а для профилактических осмотров.

Рекомендации по профилактике

Я – преподаватель кафедры, заостряю внимание стоматологов-терапевтов на необходимость осмотра десен и мотивации пациентов обращаться к пародонтологу на ранних стадиях. Обычно, после лечения зуба человек уходит. А когда появляются десневые карманы, оголяются корни, шатаются зубы, полностью восстановить пораженные ткани нельзя. Болезни десен легкой и средней степени поддаются терапии, воспаление не переходит в более сложную форму.

Несколько советов по сохранению зубов, здоровых десен:

• Не относитесь негативно к тому, что врач дает рекомендации по индивидуальной гигиене. Недостаточно чистить зубы регулярно, нужно правильно выбрать щетку и пасту, обрабатывать жевательную поверхность, ортодонтические конструкции.
  • Появилась кровоточивость, покраснение слизистой – прощайтесь с сигаретами.
  • Не пропускайте профосмотры, интересуйтесь состоянием десен, найдите в Минске хорошего пародонтолога.

Заметили отечность слизистой, не применяйте перекись водорода, травяные полоскания, запишитесь на консультацию к стоматологу, чтобы предотвратить необратимые изменения околозубных тканей.