Фиссурный кариес: чего ждать от небольшой темной точки

Уважаемый пациент!

Клиника «Семейный стоматолог» временно приостановила запись детей до 18 лет на
прием к врачу стоматологу.

Будем рады видеть Вас в нашей клинике после изменения ситуации.

стоматолог А. Г. Панкратьева Статья о фиссурном кариесе поможет разобраться в значимости герметизации фиссур для предупреждения заболевания. Автор – член Белорусской стоматологической ассоциации, директор клиники «Семейный стоматолог» Алеся Панкратьева. Более 16 лет Алеся Георгиевна спасает зубы взрослым и детям, пропагандирует профилактику кариеса и важность своевременного лечения.

Фиссурный кариес начинается с черных пятнышек в бороздках жевательной поверхности. Большинство родителей не придают значения потемнениям: твердые ткани быстро размягчаются, токсины и бактерии попадают в пульпу. Ребенок с острым пульпитом страдает от боли, тяжело идет на контакт с врачом.
Герметизация фиссур, выполненная через 3–6 месяцев после прорезывания зубов, защищает углубления от патогенной микрофлоры, помогает эмали окрепнуть. Герметик держится в среднем 3–5 лет, за это время заканчивается созревание (минерализации) эмали, зубки становятся более устойчивыми к кислой среде.

Как развивается фиссурный кариес

Наибольшему риску разрушения у детей подвержены шестерки – первые постоянные жевательные зубки. Многие родители считают, что к 5–6 годам у ребенка достаточно навыков для чистки зубов, не контролируют гигиенический процесс. Обычно шестерки режутся без выраженных симптомов, такое пополнение во рту остается незамеченным. Задние зубы малыши очищают недостаточно хорошо, в углубления скапливается налет, бактериальная бляшка плотно прикрепляется к жевательной поверхности. Благоприятные условия для развития фиссурного кариеса создаются в глубоких бороздках. В узкие щели не проникают щетинки, даже при тщательной гигиене задерживаются остатки углеводов, расщепляемые бактериями до молочной кислоты.

На прорезавшихся зубках эмаль тонкая, быстро теряет минералы под действием кислой среды, не успевает восстановиться. Развиться фиссурный кариес может через пару месяцев после прорезывания. Ко мне часто приходят на прием дети в 3–4 года с разрушенными молочными жевательными зубами (4 и 5), которые должны поменяться только в 9–12 лет. Поэтому, я всегда напоминаю родителям о необходимости регулярных профосмотров через 3 месяца. Если фиссуры открытые, дефект хорошо заметен на жевательной поверхности. В закрытых бороздках вход узкий и широкое дно. Кариозный процесс развивается незаметно, обнаруживается самостоятельно, когда коронка значительно разрушена. Мы с помощью диагностических процедур или радиовизиографа определяем скрытый кариес фиссур до того, как он перейдет в пульпит.

Лечение фиссурного кариеса

лечение фиссурного кариесаПри незначительном потемнении эмали выполняем фторирование, герметизируем фиссуры. Очень жаль, но в моей практике такие случаи редкие. Обычно приводят детей с маленькими точечками на жевательной поверхности, в фиссурах после вскрытия тонким алмазным бором обнаруживается кариес. Бывает, что на одном зубе у 5- летнего ребенка стоит несколько пломб (точечно). Это не значит, что плохой стоматолог, наоборот показатель того, что врач и родители сделали свою работу на 100%. То есть: «поймали» фиссурный кариес до образования большой полости и воспаления пульпы.

История пациента

Девочке Альбине скоро исполнится 4 года. Родители следят за зубками ребенка, вовремя приходят на профосмотры. Но малышка любит конфеты, десерты, сладкие фрукты и напитки. Не всегда после перекуса можно прополоскать рот или почистить зубки. Мы успели вылечить 8 жевательных зубов, пока не разрушились глубокие слои дентина. Девочка выбирала пломбировочный материал разного цвета, с гордостью показывает пломбы сверстникам и рассказывает, что лечить зубы в нашей клинике «Семейный стоматолог» не страшно. Самое главное, что вовремя заметили фиссурный кариес, лечение было минимально инвазивным, здоровые зубные ткани не затронули.

Полезные советы родителям

Чтобы предупредить фиссурный кариес:

• Не медлите с запечатыванием фиссур. Обогащенный фтором герметик создает барьер выделяющим кислоту микроорганизмам, укрепляет эмаль.

• Приводите ребенка на осмотр к стоматологу 4 раза в год.

• Ограничьте сладкие продукты, чипсы, цитрусовые соки.

• Ухаживайте за зубками утром и вечером, контролируйте чистку до 8-9 лет.

• В Минске дефицит фторидов в воде. В 3 года желательно перейти на пасту с фтором и контролировать выдавливание.

Не стесняйтесь задавать стоматологу вопросы, не стройте догадки и не «играйте в доктора», когда нужна компетентная помощь. Чтобы первый визит к врачу не стал чрезвычайной ситуацией, приведите малыша на осмотр, пока нет стоматологических проблем. Мы превратим прием в игру, сумеем осмотреть зубки. Сотрудничество стоматолога и родителей сохранит зубы ребенку.