Герпетический стоматит: признаки, методы лечения в зависимости от формы

Уважаемый пациент!

Клиника «Семейный стоматолог» временно приостановила запись детей до 18 лет на
прием к врачу стоматологу.

Будем рады видеть Вас в нашей клинике после изменения ситуации.

Пузырьки с желтоватым содержимым на слизистой щек, спинке языка, губах причиняют малышу боль, сопровождаются слюнотечением, субфебрильной температурой. Подвижные дети становятся вялыми, беспокойно спят, капризничают. Так проявляется герпетический стоматит — поражение слизистой оболочки, спровоцированное вирусом герпеса I типа.
Заболевание при правильном лечении неопасно. При отсутствии врачебного контроля, самолечении симптомы исчезают, но может развиться хроническая форма, присоединиться ларингит, конъюнктивит.

Герпетический стоматит у детей: общие сведения

Наиболее уязвимы к инфекции дети с полугодовалого возраста до 5 лет. К 6 месяцам полученные от матери защитные антитела постепенно выводятся, а собственный иммунитет еще слабый. Вирус передается от родителей через облизанные соски и ложечки, поцелуи.
Лечение герпетического стоматита в Семейном стоматологеГерпетический стоматит у ребенка в 2 года появляется на фоне первых активных контактов с детьми. Заражение происходит через игрушки, грязные руки. В 3–6 лет малыш ходит в детский сад, посещает кружки, секции. Адаптация к коллективу, стрессы, психоэмоциональное напряжение ослабляют иммунную систему. Поэтому острый герпетический стоматит (ОГС) в детской стоматологии лидирует среди воспалений полости рта.

Кроме слабого иммунитета развитию стоматита способствуют:

• Несоблюдение правил гигиены.
  • Переохлаждения и перегревания.
  • Повреждения слизистой оболочки.
  • Перенесенные ЛОР-болезни, ОРВИ.
  • Скудный рацион и дефицит витаминов.

Симптомы герпетического стоматита

Тяжесть ОГС определяют по совокупности выраженности поражений слизистой и общих признаков (температура, головная боль, рвота). При герпетическом стоматите нет перехода из стадии в стадию — или сразу легкая степень или тяжелая, или средняя. У детей общие симптомы преобладают над местными, даже при незначительном воспалении слизистой наблюдается субфебрильная температура, слабость.

Легкая форма ОГС. Высыпаниям предшествует подъем температуры до 37,5°С. Через 1–2 дня развивается катаральный гингивит (отек, потемнение, кровоточивость в области десневого края). Повышается слюноотделение, могут увеличиться подчелюстные лимфоузлы. На фоне воспаления десны во рту появляются пузырьки (до 3–5 штук), которые быстро вскрываются, превращаются в мелкие язвочки с белым налетом и покрасневшими краями. Герпетический стоматит на языке вызывает боль при разговоре, жевании, дети отказываются от еды. Высыпания появляются однократно. Через 1–2 дня температура нормализуется, отечность десны, боль и жжение во рту уменьшаются. Эрозии в течение 5–7 дней заживают без рубцов.

Среднетяжелая степень ОГС. На начало заболевания указывают небольшое повышение температуры, физическое недомогание, болезненность и уплотнение подчелюстных, шейных лимфоузлов. Через день–два отекает, краснеет и ноет окружающая зубы часть десны, температура поднимается 38℃. На покрасневшей слизистой рта, коже околоротовой области возникают пузырьки в количестве 5–15 штук, они могут соединяться в крупные болезненные язвы с розовыми контурами, появляться повторно. Через сколько у ребенка проходит герпетический стоматит, зависит от иммунитета, своевременности и эффективности лечения. Обычно период разгара болезни продолжается 7–10 дней. Без адекватного лечения герпетическая инфекция может перейти на конъюнктиву глаз, развиться язвенный гингивит с кровоточащими эрозиями, поражением ротоглотки, деформацией десневых сосочков.

Тяжелая форма ОГС. Развивается редко, в большинстве случаев у детей с иммунодефицитом. Уже в начале заболевания на шее, под челюстью воспаляются лимфоузлы, температура повышается до 40℃. Отекшая слизистая кровоточит, через сутки в полости рта, возле губ формируются пузырьки. Новые высыпания появляются многократно, можно увидеть пузырьковую сыпь на разной стадии заживления, слияние эрозий. Выздоровление длительное (14 суток и более), герпетический стоматит может перейти в рецедивирующую форму, периодически обостряться.

Заметили у ребенка высыпания во рту, на губах — записывайтесь на консультацию.
Наши детские стоматологи, пародонтолог найдут общий язык с маленьким пациентом, быстро облегчат состояние.

Лечение герпетического стоматита в «Семейном стоматологе»

Терапия ОГС комплексная, при легкой и среднетяжелой степени проводится дома.
Стоматолог назначает лекарства, дает рекомендации по питанию, гигиене полости рта.
Стоимость приема в нашей клинике от 20 рублей.

Когда диагностирован герпетический стоматит у детей, схема лечения включает:

• Диету. Еда должна быть жидкой или полужидкой (протертые супы, овощные пюре, каши, кисели, йогурты, измельченное мясо и рыба) комфортной температуры. При обширных эрозиях желательно кормить малыша жидкой пищей через трубочку.
  • Профилактику обезвоживания. Водный баланс поддерживают компотами из сухофруктов, бульонами, обычной водой, слабым отваром шиповника.
  • Гигиену полости рта. Чтобы не допустить развития вторичной инфекции, зубы нужно очищать мягкой щеточкой без пасты, слизистую обрабатывать тампоном, теплым раствором антисептика. Каждый раз после еды нужно ополаскивать рот.
  • Местную, общую терапию. Препараты назначает врач-стоматолог с учетом тяжести ОГС.

Легкая степень. Изъязвления слизистой обрабатывают 3–4 раза в день ватным диском или бинтом, смоченным в растворе хлоргексидина 0,05% или мирамистина. При необходимости врач назначает противовирусную мазь. Если нет риска судорог, жаропонижающие препараты не назначают.

Среднетяжелая степень. В стадии разгара герпетического стоматита лечение местными антисептическими растворами дополняют таблетированными противогерпетическими препаратами, если на 2–3 день высыпания не начинают подсыхать. Лекарства оказывают действие на весь организм, поэтому принимаются исключительно по назначению врача. Слизистую после вирусного поражения восстанавливают заживляющими средствами с витаминами А, Е, облепиховым маслом. Для уменьшения боли за 20 минут до еды на слизистую наносят гель с лидокаином.

Тяжелая степень. Стоматолог направляет в стационар, лечение проводится инъекционными препаратами, иммуностимуляторами, назначается физиотерапия.

Чтобы записаться на прием в «Семейный стоматолог» в Минске, заполните форму или позвоните по телефону. Вам не придется стоять в очереди с больным ребенком.

Меры профилактики

Для снижения риска герпетического стоматита:

• Укрепляйте иммунитет, ограждайте малыша от стрессов.
  • Во время прорезывания зубов не давайте игрушки, которые нельзя простерилизовать.
  • Обучайте ребенка правилам личной гигиены, следите, чтобы щеточка не царапала десны.
  • Если малыш переболел стоматитом, соски и зубную щетку нужно заменить.
  • Приучайте ребенка не брать в рот игрушки, пальцы, немытые фрукты.

Проходите осмотры у стоматолога каждые 3 месяца. Вовремя лечите кариес, зубы со сколами. Слизистая оболочка повреждается острыми краями, через микротрещины открывается путь для вируса герпеса, бактерий.

Стоматолог-терапевт Панкратьева Алеся ГеоргиевнаЭксперт статьи, которую Вы читаете: