Бутылочный кариес: как снизить риск заболевания

Уважаемый пациент!

Клиника «Семейный стоматолог» временно приостановила запись детей до 18 лет на
прием к врачу стоматологу.

Будем рады видеть Вас в нашей клинике после изменения ситуации.

стоматолог А. Г. Панкратьева Автор статьи А. Г. Панкратьева – практикующий врач с 16 — летним стажем, сооснователь клиники «Семейный стоматолог», член Белорусской стоматологической ассоциации. Алеся Георгиевна разбирается в детской психологии как мама и врач, умеет работать с малышами. Добрый доктор стоматолог превращает прием в игру, маленькие пациенты спокойно переносят лечение.

Ко мне на прием часто приходят обеспокоенные родители – только прорезались верхние зубки, а через несколько месяцев на них появились белесые и коричневые пятна. Ребенок капризничает, ухудшается аппетит. Это бутылочный кариес, который развивается в придесневой области и по кругу охватывает зуб. Если проигнорировать очаговую деминерализацию, появляются значительные дефекты вплоть до полного разрушения коронки за 3–6 месяцев. Были случаи, когда приводили детей 1,5– 2 лет с черными пеньками вместо 6-и верхних зубов и острой зубной болью. В таких ситуациях сгнившие корни приходилось удалять, чтобы зачатки постоянных зубов не повредила инфекция. После преждевременного удаления возникает другая проблема. Постоянные зубные единицы прорезаются не на своем месте, нарушается прикус.

Причина раннего кариеса в возрасте в 1–3 лет

причина появления бутылочного кариесаТермин «бутылочный кариес» не официальный, не совсем точный. Название возникло из-за основной причины заболевания – ночное кормление молочной смесью, сок в бутылочке перед сном. Но зубки портятся и у находящихся на грудном вскармливании детей. Мы, стоматологи, не против кормления грудью, которое обеспечивает все потребности малыша в питательных компонентах и витаминах. Вредит не пища, а ночные кормления.

В ротовой полости задерживаются углеводы, создается благоприятная для кариесогенных бактерий среда. В грудном молоке 7% молочного сахара (лактозы), который перерабатывают микроорганизмы с выделением кислоты. Слюноотделение во время сна меньше чем днем, бактериальный налет не смывается, не ослабляется влияние кислой среды на эмаль, не восполняется минеральный состав. От начального кариеса до пульпита проходит всего несколько месяцев.

Поэтому отлучайте от ночных кормлений после появления первого зуба. Чтобы грудничок не плакал, дайте попить воды. Мамы замечают, что сосание успокаивает, дают бутылочку или грудь ночью, когда малыш капризничает во время прорезывания зубов. Для смягчения боли и зуда используйте гель, делайте массаж силиконовой щеточкой- напальчником, купите прорезыватель. И самое главное – начинайте ухаживать за зубками сразу после их появления. Если полностью отказаться от кормлений ночью не удается, очищайте ротик дентальными салфетками. Они не вызывают неприятных реакций, содержат препятствующий развитию кариеса ксилитол.

Кроме ночных кормлений и отсутствия гигиены возникновению бутылочного кариеса у детей способствуют стоматологические заболевания родителей, ЛОР проблемы. Дети получают бактериальную флору с поцелуями, облизанной пустышкой, ложкой. Слабый организм не может бороться с патогенными бактериями. Вылечите зубы, гланды до рождения малыша, а еще лучше до зачатия.

Как лечат бутылочный кариес

В 2–3 года дети неусидчивые, не могут сидеть в кресле 30–40 минут с открытым ртом. Если малыш достаточно спокойный и послушный, при начальном кариесе можно провести глубокое фторирование. После процедуры прочность зубной эмали повышается, восстанавливают деминерализованные очаги.

Если в 1,5–2 года появились точки и пятна на эмали, малыш не поддается на уговоры – выжидаем, постоянно контролируем состояние зубов. К сожалению, выжидательная тактика приводит к раннему удалению. Кариозный процесс распространяется вокруг шейки, коронка обламывается, приходится удалять оставшиеся в десне корни.

Обычно циркулярный кариес одновременно поражает все верхние фронтальные резцы. Чтобы раннее удаления молочных единиц (за 2 года до смены) не нарушило развитие челюсти и формирование прикуса, стоматолог-ортодонт изготавливает замещающие пластинки. Съемные протезы удерживают пространство, обеспечивают нормальное пережевывание пищи. Во время откусывания и жевания нагрузка передается на десну, стимулируется кровообращение. Это способствует своевременному прорезыванию, потому что раннее удаление 2 и более молочных единиц может привести к задержке постоянных.

Бутылочный кариес лечение, которого откладывать, быстро распространяется по плоскости и в глубину. Если не затронута пульпа, и мы видим, что опасности вскрытия пульпарной камеры нет, удалям поврежденный дентин, ставим пломбу с фтором. При обширных разрушениях и риске вскрытия пульпы, рекомендуем удаление, чтобы не допустить инфицирования зачатков. В своей большой практике я заметила, лечение пульпита фронтальных молочных зубов не всегда бывает успешным, воспаление не удается ликвидировать.

История пациента

Ко мне на прием пришла мама с девочкой 2 лет. На 4 резцах поражена эмаль и большая часть дентина. Из-за глубоких разрушений не было возможности восстановить зубки пломбами. Чтобы исключить воспаление корня и гибель, находящегося под ним зубного зачатка, все резцы удалили, заместили ортодонтической пластинкой. Девочка носит легкий протез без жалоб и недовольства, ведь принцессы должны быть красивыми. Конечно, жаль, что родители обратились поздно. На начальной стадии кариеса можно было поставить пломбы.

Рекомендации по профилактике

Чтобы защитить ребенка от бутылочного кариеса:

• Приучайте засыпать без бутылочки.

• Очищайте зубки сразу после прорезывания.

• После года учите малыша пользоваться щеткой и дочищайте зубы ребенку до 8-9 лет.

• Приходите на осмотр к детскому стоматологу каждые 3 месяца.

• Ограничьте сладости, соки, в 10–12 месяцев давайте под присмотром кусочек яблока, огурца, твердого сыра.

Найдите постоянного детского стоматолога, который будет наблюдать ребенка во время прорезывания зубов, смены прикуса и в подростковом возрасте. Врач, ведущий пациента с детства, не вызывает страха, знает о сопутствующих заболеваниях, особенностях полости рта, может подобрать действенную профилактику.