Клиновидный дефект зуба: основные причины развития, методы лечения

Клиновидный дефект твердых тканей зубовЗубные ткани не всегда разрушаются вследствие кариеса. Нарушает эстетику улыбки клиновидный дефект зуба, при котором повреждаются эмаль и дентин. Истончение эмалевого слоя на ранних стадиях самостоятельно обнаружить сложно. Цвет и блеск изменяются незначительно, неприятные ощущения от прикосновения щеткой быстро проходят. Со временем появляются хорошо заметные при улыбке выемки в форме клина. Физиологический дискомфорт причиняет повышенная чувствительность к горячему и холодному. Кроме косметической проблемы, клиновидный дефект твердых тканей зубов может привести к пульпиту, перелому коронки.

При своевременном диагностировании, комплексном лечении, грамотном подборе средств гигиены прогноз благоприятный.

Записаться на консультацию +375 29 604-61-61

Клиновидный дефект зуба: общие сведения

Патология относится к заболеваниям некариозного происхождения, получила название за счет V-образной формы повреждений. Клиновидный дефект – это деструкция (разрушение структуры) тканей в области шейки. Разрушенные участки напоминают пришеечный кариес, но отличаются ровными краями, плотной структурой, гладкой блестящей поверхностью. Дефекты клиновидной формы появляются одновременно на нескольких зубных единицах, преимущественно на клыках, молярах, резцах.

Причины развития

При определении причины клиновидного дефекта зубов ученые не пришли к единому выводу. Выделяют три основные теории деструкции эмали.

Механические повреждения. Жесткая щетина, горизонтальные движения щеткой, абразивные пасты, сода, применяемая в домашних условиях для удаления зубного камня, травмируют эмаль, разрушается кристаллическая решетка.

Химическая эрозия. Пришеечная область хуже очищается от налета, больше подвергается разрушительному действию кислот, выделяемых кариесогенными бактериями. Появлению V-образных углублений способствует злоупотребление газированными напитками с кислотами, повышенная кислотность желудка.

Физико-механическая теория. Неправильный прикус, дефекты зубных рядов, бруксизм приводят к неправильному распределению нагрузки. Наиболее сильное напряжение создается в пришеечной части, разрушаются связи в кристаллической решетке. Образовавшиеся микродефекты под химическим или механическим воздействием увеличиваются до щелевидных трещин и бороздок с четкими контурами.

Предрасполагающие факторы

• При недостаточной гигиене, зубном камне.
  • У людей с гастритом, язвой, постоянной изжогой, дисбактериозом.
  • У людей, увлекающихся бесконтрольным домашним отбеливанием эмали.
  • При курении, чрезмерном употреблении вина.
  • При гингивите, пародонтите, рецессии (опускании) десны.
  • При гормональных нарушениях, сахарном диабете, остеопорозе.

Замечено, что клиновидный дефект эмали зубов чаще выявляется:

Стадии клиновидного дефекта

Пришеечное истирание тканей происходит постепенно, для каждого периода присущи специфические признаки.

Стадии клиновидного дефекта зуба

I стадия. Без увеличения начальные изменения не заметны. Зуб выглядит здоровым, ощущается кратковременный дискомфорт при контакте с холодной и горячей едой. Трещинки в пришеечной части обнаруживаются при обследовании с оптическим прибором.

II стадия. Повреждения длиной около 3 мм можно заметить самостоятельно. Чувствительность зубов к любым раздражителям невысокая, эмаль гладкая.

III стадия. Формируется отчетливое V-образное углубление глубиной 0,5 мм с потемневшей эмалью. Возникают болевые ощущения от прикосновения щетки, во время еды.

IV стадия. Углубляется клиновидный дефект зуба, симптомы становятся более выраженными: опускается десна, в момент действия раздражителя появляется боль. Пораженный участок желто-коричневый за счет оголения дентина. При глубоком распространении деструктивного процесса развивается пульпит, при высокой нагрузке возможен перелома зуба.

Повысилась чувствительность отдельных зубов, заметили пришеечное истирание эмали – запишитесь на консультацию. Не дайте болезни перейти в глубокую стадию. Легче и дешевле вылечить неглубокий клиновидный дефект зуба, стоимость лечебных процедур без реставрации и протезирования в разы дешевле.

Лечение в «Семейном стоматологе»

Независимо от стадии, лечение клиновидного дефекта комплексное. Мы устраняем стоматологические причины заболевания: бруксизм, воспаление десны, деминерализацию эмали, восстанавливаем целостность зуба, реставрируем поврежденные участки. В нашей клинике опытная команда стоматологов – терапевты, пародонтолог, ортопед. Лечение, реставрация, протезирование, коррекция прикуса проходит в одном месте. Современное оборудование и материалы помогают восстановить эстетику при обширных поражениях пришеечной области.

Лечение неглубоких дефектов

При поверхностных разрушениях эмали наши врачи снимают зубной налет, проводят реминерализацию препаратами на основе соединений кальция и глубокое фторирование. После курса процедур истонченный эмалевый слой восстанавливается и укрепляется, выравнивает поверхность. Для профилактики дефектов клиновидной формы подбираем щетку и пасту, рекомендуем реминерализирующие гели, которые можно найти в Минске, корректируем технику чистки зубов. Чрезмерное надавливание, горизонтальные движения щеточкой вдоль рядов травмируют эмаль и слизистую.

Лечение глубоких дефектов

При выраженной деструкции тканей мы заполняем дефектные участки жидкотекучими или универсальными композитами, покрываем зубы фторлаком. Эластичные материалы компенсируют жевательное давление, не нарушается краевое прилегание. После пломбирования не возникает болевых ощущений на тактильные и температурные раздражители, реставрированный участок не выделяется на фоне зубного ряда. Скрыть разрушенные ткани и защитить от внешних воздействий можно керамическими винирами. При поражении глубоких слоев мы ставим коронки, чтобы предупредить перелом зуба.

Пломба отсрочит развитие кариеса, но не остановит деструктивный процесс. С помощью коронок и виниров можно откорректировать незначительные нарушения прикуса.

Звоните и записывайтесь на прием в «Семейный стоматолог». Наши врачи выберут оптимальный метод лечения во время осмотра, вернут красоту улыбке.

Стоматолог-терапевт Панкратьева Алеся ГеоргиевнаЭксперт статьи, которую Вы читаете: