Когда насморк лечит стоматолог: стоматологические причины заложенности носа

Гранулема зуба — частая причина заложенности носа

Часто при постоянной заложенности носа, продолжительном насморке отоларинголог направляет к стоматологу. Как стоматологические заболевания, например, гранулема зуба, влияют на состояние околоносовых пазух, разъяснит А. Г. Панкратьева —наш врач с 17- летним стажем и основатель клиники «Семейный стоматолог».

Причина хронического насморка — больные зубы

Обильные выделения слизи, затруднение носового дыхание обычно связывают с простудой. Когда насморк переходит в хронический, беспокоит головная боль, нарушается обоняние, больной человек обращается к отоларингологу. Врач обнаруживает синусит (воспаление околоносовых пазух), назначает антибиотики, назальные капли. Но очень часто лечение не дает эффекта, ЛОР-врач отправляет на обследование в стоматологию, где находят причину хронического насморка — одонтогенный синусит. Это значит, что воспаление пазухи вызвано не вирусной инфекцией и переохлаждением, а проникновением бактерий и токсинов из больных зубов.

Как происходит инфицирование

Придаточные пазухи (синусы) представляют собой сообщающиеся с носовой полостью, покрытые слизистой оболочкой и заполненные воздухом пространства. От зубных лунок верхней челюсти дно верхнечелюстной пазухи отделено тонкой пластинкой. Верхушки корней 4—8 зубов расположены в нескольких миллиметрах от дна. У некоторых людей слизистая пазухи непосредственно прилегает к верхушкам корней. Хронический воспалительный процесс из околокорневых тканей быстро распространяется на слизистую оболочку.

Записаться на консультацию +375 29 604-61-61

Стоматологические причины одонтогенного синусита

Ошибки при лечении зубов и протезировании:

• Неполное удаление инфекции, нарушение асептики.
  • Неточные расчеты, нарушение целостности перегородки при установке имплантатов.
  • Перфорация (прободение) пазухи с проникновением пломбировочного материала и осколков зубного корня.
  • Повреждение стенок околоносового синуса при удалении зуба, неосторожная очистка лунки от осколков, гранулемы. Если корни находятся в полости пазухи, свища (сквозного дефекта) при удалении моляров не удается избежать.

Стоматологические заболевания в запущенной стадии:

• Периодонтит — вызванное бактериями или травмой воспаление зубного корня и соединительной ткани.
  • Пародонтит — воспалительный процесс в околозубных тканях с образованием зубодесневых карманов со скоплением бактерий, гноя.
  • Гранулема зуба — узелковое образование с гнойным содержимым в области корня.

Инфицирование носовой пазухи при зубной гранулеме

Среди всех синуситов 30% случаев спровоцированы инфекциями полости рта. Наиболее часто развитию воспалительного процесса и насморка предшествует гранулема зуба. При запущенном пульпите отмирает пульпа, инфекция выходит в околокорневые ткани. Вокруг инфекционного очага разрастаются клетки соединительной ткани, образуется плотный узелок, который долго не беспокоит, визуально не проявляется, обнаруживается только на рентгеновском снимке. По мере развития гранулема может разрушить стенку или прорасти в верхнечелюстную пазуху, нагноиться после переохлаждения или ослабления иммунитета, спровоцировать синусит.

На развитие одонтогенного синусита указывают:

• Ощущение, что зуб стал длиннее и давит при смыкании челюсти, потемнение эмали, выделение гноя из десны.
  • Односторонний насморк со слизью и гнойными массами, не прекращающийся после применения сосудосуживающих капель.
  • Боль над зубом, отдающая в висок или лобную часть.
  • Общая слабость, озноб, отек щеки.

Что делать если заложенность носа, насморк не поддается лечению

Наш стоматолог-терапевт Панкратьева Алеся Григорьевна рекомендует:

• Запишитесь на стоматологический осмотр.
  • Пройдите компьютерную томографию зубов. Это наиболее информативный метод, на трехмерных изображениях видны мелкие очаги воспаления.
  • Не откладывайте надолго лечение гранулемы, не пытайтесь самостоятельно снять воспаление антибиотиками. Пока не началось нагноение, очищают Записаться на прием зубные каналы, удаляют пораженные ткани. Для уничтожения патогенных микроорганизмов полость заполняют гидроксидом кальция. Процедура повторяется несколько раз до полного рассасывания гранулемы. Оценить эффективность терапии можно через 6–9 месяцев.

Чтобы выявить гранулему на ранних стадиях, избежать развития синусита и других осложнений, проходите раз в полгода профилактические осмотры у стоматолога.

Стоматолог-терапевт Панкратьева Алеся ГеоргиевнаЭксперт статьи, которую Вы читаете: